Программа воспитателя Сурайкиной Светланы Александровны 19.10.2016

Проектно-исследовательская деятельность по экологическому воспитанию в средней группе

Программа воспитателя Сурайкиной Светланы Александровны

Проектно-исследовательская деятельность

по экологическому воспитанию

в средней группе

Актуальность

Чтобы воспитывать молодое поколение в духе бережного и ответственного отношения к природе, необходимо с самого раннего возраста целенаправленно развивать в детях наблюдательность, ответственность за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в этом возрасте закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям, ему открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, детьми впервые осознается роль природы в жизни человека, переживаются нравственно-эстетические чувства, побуждающие их заботится обо всем, что нас окружает. В настоящее время в программе отсутствует «природное окружение», как отдельное занятие, но пополнять экологические знания нужно на прогулках, во время наблюдения, организовывать досуги, экскурсии. В процессе знакомства и познания объектов природы и природных явлений решаются задачи по развитию познавательных, речевых и практических умений детей.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Для этого лучше использовать методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность и т.д.

Наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучать живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Метод проектов позволяет расширить эти проблемы.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая её объекты и явления, дети постепенно постигают окружающий мир в котором они живут. Они открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность её познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранности и приумножении природных богатств. Природа – это источник красоты, радости, отдыха и здоровья.

Проект – это конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели: это метод организованного освоения окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цели, развивающей личность программы. Проект дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлективных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи. Проекты нуждаются в постоянном внимании, помощи со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования методов проектов состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.