Методические рекомендации по подготовке и проведению праздников для детей дошкольного возраста 08.09.2017

Праздник - это вид совместной деятельности детей ивзрослых, обладающий большим образовательно-развивающим потенциалом и решающий сразу целый комплекс образовательных задач.

Праздники входят в перечень форм работы с детьми, который размещается в организационном разделе основной образовательной программы дошкольного образования образовательной организации.

В настоящее время праздники становятся мероприятиями, а не особыми событиями в жизни детей. Поэтомусегодня необходимо уделитьособое внимание культуре проведения праздников.

Авторы образовательной программы «Березка»(С.А. Трубицына.В.К. Загвоздкин, О.Ю. Вылегжанина, Т.В. Фишер, Т.А. Иконникова, К.И. Бабич) считают, что «праздники - это неотъемлемая часть культуры народов. Они возникли не случайно, поскольку являются выражением потребности людей в том, чтобы в их жизни присутствовало что-то, выходящее за рамки повседневного, сиюминутного и связывало бы их жизнь с чем-то более высоким, чем круг повседневных забот. Кругооборот года, значительные,выдающиеся события в истории той или иной человеческой общности: семьи, народа, целой культуры или каких-либо других общностей, - во время праздника оживают вновь в одухотворенной форме. Так образуется память поколений: культурная, национальная, религиозная, семейная и даже индивидуальная идентичность (Дни рождения). В ходе праздника все участники становятся причастными к особым событиям прошлого, продолжающего жить в настоящем.

Участие в праздниках является естественным способом приобщение детей к культуре, традициям, национальным и духовным ценностям. Органично вплетаясь в повседневный уклад жизни, праздник становится Событием, своеобразным итогом, к которому заранее готовятся и дети, и взрослые, и отзвук которого еще долго продолжает жить в памяти всех участников».

Праздники, которые отмечаются в дошкольных учреждениях, имеют свои цели и задачи. Конечно, самое главное — этосоздать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру: рассказать им о традициях праздника, его организации, правилах приглашения гостей и гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе этого интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус. Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования какого-либо события сплачивает детей и взрослых, между которыми возникает полезное сотрудничество. Важно, чтобы ребенок не был пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Педагоги должны дать выход детским стремлениям; способствовать желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в процессе оформления зала, группы и других помещений детского сада. Это обеспечивает социализацию ребенка, формирует активную позицию и приобщает к человеческой культуре, традициям и обычаям русского народа.

Можно выделить следующие виды праздников:

• календарные, связанные с определенным временем года: Осенний праздник, праздник весны и т.д.

• государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;

• международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;

• бытовые и семейные: день рождения, выпуск в школу, Праздник группы и т.д.

• праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить детям радость, например, «Праздник Мыльных пузырей» и т.д.

При организации праздников как особого вида использования свободного времени следует соблюдать принципы, которые характерны для русского досуга, — душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, выражение коллективного строя жизни, состояние всеобщей гармонии.

Для того чтобы сформировать праздничную культуру, взрослые должны вызвать у ребенка интерес к предстоящему празднику, наметить совместные действия всего коллектива дошкольного учреждения и детей так, чтобы предстоящий праздничный день прошел весело и интересно.

Основную идею праздника следует доносить до детей в образной форме, а его содержание должно позволить каждому ребенку проявить творческую инициативу в разнообразной художественной деятельности. Взаимосвязь различных видов искусства (музыки, поэзии, изобразительного искусства, танцев, театрализованной деятельности) обогащает эмоциональную атмосферу праздника, развивает у детей эстетические чувства и эстетическое мировосприятие. Музыка, являясь ведущим компонентом праздника, объединяет все виды искусства, способствует созданию у детей настроения, соответствующего тематике праздника.

Детский праздник может проводиться в разных формах:

- утренника, во время которого дети исполняют заранее выученный репертуар в соответствии с темой праздника – стихи, песни, танцы, игры и т.п.;

- как музыкально-литературная композиция или театрализованное действие на основе определенного сюжета, например, сказочного;

- праздничного концерта, в котором основными участниками становятся дети совместно со взрослыми (педагогами и родителями);

- комплексных или тематических занятий, например, День защитника детей, День защитника отечества и др.;

- спектакля на основе литературного или музыкального произведения;

- на основе фольклорного материала, при проведении которых важны знания детей о народных традициях;

- экскурсий с выступлениями детей, например, Международный день музыки в музыкальной школе и др.

Степень участия детей в празднике также различна: в одних случаях дети принимают самое активное участие, выступают с отдельными номерами, участвуют в играх, хороводах, аттракционах, например, в Новый год, в Международный женский день, праздник выпуска в школу. В других - взрослые выступают главными исполнителями, например, в фольклорных праздниках, День победы и др.

Праздники не должны напоминать показательные отчетные мероприятия, предназначенные для демонстрации родителей достижений воспитанников. Родителей и других взрослых членов семей воспитанников необходимо вовлекать в процесс подготовки и проведения праздников.

Подготовка и проведение праздников требует четкой организации действий всех его участников.

В первую очередь следует продумать программу праздника. В ее составлении принимают участие все члены педагогического коллектива, но особая роль отводится музыкальному руководителю и воспитателям возрастной группы. Они должны из разученного музыкального репертуара отобрать те произведения, которые наиболее ярко и образно исполняются детьми, затем выстроить их в определенной последовательности, включая стихотворения, инсценировки, аттракционы и сюрпризы.

В программе праздника необходимо предусмотреть все: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и взрослого участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла детей.

Программу составляют таким образом, чтобы в нее можно было внести изменения. Обсуждается и утверждается программа на методическом совете, где уточняются обязанности членов коллектива, выбирается ведущий, который изучает программу праздника, посещает занятия, учит песни и танцы. Ведущий, музыкальный руководитель и воспитатель вместе обдумывают программу праздника, расположение детей, последовательность детских выступлений и сюрпризных моментов.

Педагоги должны руководствоваться разумным подходам к организации праздника, продумывая заранее и планируя все этапы подготовки. При этом не следует забывать о том, что праздник проводится, прежде всего, для детей, для того, чтобы доставить им радость.

К сожалению, иногда подготовка сводится к бесконечным репетициям, что отрицательно сказывается на ходе самого праздника: у детей пропадает интерес, появляются безразличие и скука. Репетиции, как правило, не нужны, если ведется планомерная последовательная педагогическая работа.

Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к празднику. Праздничный музыкальный материал включается в музыкальные занятия за 1,5-2 месяца до праздника. Распределение музыкального репертуара позволяет спокойно, без спешки и переутомления детей подготовиться к празднику, разучить с ними весь необходимый материал.

Если в празднике участвуют не одна, а две близких по возрасту группы, достаточно одной-двух сводных репетиций, продолжительность которых не должна превышать в среднем 15 минут. На таких репетициях исполняются лишь общие песни, пляски и построения. Остальной репертуар разучивается на занятиях по подгруппам или индивидуально.

Очень важна в процессе праздника роль ведущего. Он как бы объединяет детей и взрослых, создает хорошее настроение, быстро ориентируется в том, что происходит, и оживляет весь праздник. Ведущий должен владеть хорошей литературной речью, уметь шутить и, что особенно важно, быть эмоциональным и находчивым, искренним, веселым, естественным и жизнерадостным. В роли ведущих могут выступитьи дети старших группах вместе с музыкальным руководителем. На праздниках для детей младшего дошкольного возраста в качестве ведущих можно использовать игрушку, игровой персонаж (или несколько игровых персонажей), которые озвучиваются взрослым.

Очень важно привлекать детей к оформлению зала и группы, использовать их рисунки, поделки. Это способствует воспитанию художественного вкуса, развитию интереса к продуктивной деятельности (рисованию, аппликации, конструированию, оригами и т.д.).

При оформлении помещения к празднику следует помнить об основных правилах. Дизайн должен:

отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей;

развивать художественно-эстетический вкус;

создавать радостное настроение, вызывать чувство интереса к предстоящим событиям.

При подготовке к празднику нужно обеспечить выполнение санитарно-гигиенических правил (уборка помещения, организация праздничного обеда). Кроме того, желательно, чтобы в дошкольном учреждении в этот день были праздничный завтрак, обед и полдник. Это позволит сформировать у детей навыки соблюдения правил этикета праздничного «застолья», в соответствии с которыми положено, чтобы стол был покрыт скатертью, празднично сервирован и т.д.

Среди практиков существует мнение, что лучше не приглашать на праздник родителей, так как дети в этом случае чувствуют себя спокойнее. Это спорный вопрос, и он может быть решен положительно, если в группе назначен карантин в связи с инфекционной болезнью. В других случаях лучше, если на праздники будут приглашены гости, которые станут активными участниками веселья. Совместные переживания детей и взрослых сближают их; родители узнают о способностях и возможностях своего ребенка и в будущем смогут помочь ему стать интересным и активным школьником. В свою очередь дети чувствуют, что их любят, родители заботятся о них, интересуются ими и стремятся помочь.

Музыкальный руководитель, воспитатель и руководитель дошкольного учреждения обязательно проводят перед праздником предварительную работу с родителями. В беседах они обращают внимание мам, пап, бабушек и дедушек на то, что не все дети на праздничном утреннике читают стихи: существует очередность, и в течение года каждый ребенок обязательно выступит персонально. Кроме того, часто родители приходят на праздник с видеокамерой и иногда мешают общему веселью своим некорректным поведением. Желательно поручить одному из родителей (сотрудников), владеющему технологией видеосъемок, осуществить видеозапись праздника, а затем остальные родители смогут переписать ее для себя. Родители могут помогать в пошиве костюмов для детей, в приобретении подарков, оформлении залаи т.д.

Праздник имеет для детей очень большое значение, поэтому важно серьезно, вдумчиво отнестись к его содержанию. Весь отобранный материал должен быть доступен детям; следует учитывать возможности каждого ребенка и группы в целом и не перегружать праздник трудными произведениями; помнить, что праздник проводится для детей, и они являются его активными участниками. При составлении сценария праздника на любую тему нужно обеспечить:

яркое и торжественное начало праздника;

развертывание сюжета праздника, где отражается основная идея,
предусматриваются детские выступления, инсценирование сказок,
сюрпризные моменты, игры, песни, танцы, чтение стихов, которые
идут по линии увеличения эмоционального подъема;

кульминацию, в конце которой, как правило, вручаются подарки,
которые всегда усиливают эмоциональное состояние детей (их следует раздавать быстро, но без суеты, сохраняя хорошее настроение).

Музыкальный руководитель, воспитатель или педагог продумывают, где дети будут сидеть, переодеваться, где будут расположены праздничные атрибуты. Все должно быть рассчитано так, чтобы праздник не затягивался по «техническим» причинам.

Праздники можно проводить в утреннее время (младшая и средняя группы) или во второй половине дня (старшие группы). Их продолжительность в старших группах составляет 45-50 минут, в младшей и средней группах — 30-35 минут. Достаточно сложно объединить на утреннике детей разных возрастов (малыши быстро утомляются, им тяжело принимать участие в праздниках, где действие длится 50-60 минут).

Структура праздника:

  • танцы народные (хороводы, переплясы, пляски), бальные, современные;
  • пение: хоровое, сольное, дуэт;
  • художественное слово;
  • инсценирование стихов, сказок;
  • постановка пьес: детская опера, музыкально-пластический спектакль;
  • шутки, репризы, сюрпризы;
  • игры (подвижные, музыкальные и др.);
  • игра на детских музыкальных инструментах;
  • оформление зала;
  • привлечение родителей.

При составлении сценария и отборе произведений для исполнения следует использовать песни, танцы, игры, которые дети хорошо знают, а при исполнении получают удовольствие. При подборе песен надо учитывать направленность праздника. Сейчас появилось очень много произведений современных композиторов, но не всегда их песни по своей музыкальной фактуре доступны детям, не имеющим достаточных певческих навыков. Целесообразнее подбирать более простые по музыкальной фактуре песни, чтобы дети смогли их исполнить на высоком уровне. Их количество зависит от сценария праздника: в среднем не более 4-5 песен.

Особое внимание следует уделить использованию на празднике аудиозаписей. Чрезмерное количество фонограммы отрицательно сказывается на формировании детского слуха, так как нередко записи бывают низкого качества. Кроме того, каждое произведение записано в авторском исполнении, и не всегда дети могут почувствовать, как следует его исполнять, а воспитатель вынужден при помощи счета, движений рук, голосом помогать им.

На праздниках лучше всего использовать «живую» музыку. Музыкальный руководитель чувствует не только исполняемое музыкальное произведение, но и то, как дети передают его голосом или движением. При этом дети чувствуют себя раскованно, более музыкально исполняют произведение. Живое исполнение положительно влияет на формирование музыкального вкуса.

Использовать аудиозаписи нужно умеренно, осторожно и грамотно в начале или конце праздника, при выходе сказочных героев, роли которых исполняют взрослые, в сюрпризных моментах.

Включая в сценарий праздника выступления взрослых, следует помнить, что праздник — это не спектакль, а общее веселье, где активность принадлежит детям. Воспитатель может исполнить только ту роль, которая недоступна ребенку по своей сложности исполнения, например, роль Бабы Яги, Карлсона, Мэри Поппинсе и др. Исполнение роли взрослым должно быть эмоциональным и художественным, чтобы дети получили яркое впечатление от сказочного героя.

Особое внимание следует уделить играм и танцам. Очень интересны для детей игры, в которых присутствуют соревновательные моменты, участвуют взрослые, мамы, папы, старшие сестры и братья. Используя игры, нужно помнить, что они являются частью сценария и должны сочетаться с содержанием праздника. В программу обязательно входят пляски, хороводы, народные и бальные танцы. Их направленность зависит от содержания праздника. На практике педагоги часто используют старинные и современные танцы. Необходимо провести предварительную работу по ознакомлению детей с содержанием танца, его основной идеей и затем — детально отработать движения и продумать костюмы для танцующих. Сольные танцы, которые исполняются взрослыми, будут ярким сюрпризом для детей. На праздниках, как правило, исполняется два общих танца и в зависимости от сценария два-три сольных. Следует помнить, что дети любят играть и танцевать вместе со взрослыми, при этом веселье становится всеобщим.

При выборе стихов надо помнить, что длинные, трудные стихотворения не украшают праздник, а чаще всего затягивают его и вносят скуку. Стихи должны быть небольшими, соответствующими содержанию праздника и возрасту детей, высокохудожественными. Использование в праздничной программе инсценированных сказок, рассказов, пьес, стихов вносит в действие элемент театрализации. В театрализованных представлениях обязательно должны участвовать дети. Их непосредственность, искренность и увлеченность исполнения украшают праздник.

Музыка играет важную роль на празднике, и чем выше её качество, тем выше художественная ценность праздничного действа. При отборе репертуара педагог руководствуется задачами воспитания художественно-эстетического вкусадетей, приобщения их к музыкальной культуре. Значение музыкальной классики в данном случае невозможно переоценить. Классические произведения украшают и возвышают любой праздник, духовно обогащают впечатления детей ивзрослых. Используя эталонные образцы музыки, педагог отбирает произведения, доступные дошкольникам по эмоциональному содержанию, по продолжительности звучания, по стилю, соответствующему идее праздника.

Проверенные временем песенные, танцевальные композиции являютсяосновой праздничного репертуара, создают чувство уверенности у детей, помогают решать много воспитательных задач. Музыка Д. Кабалевского, Т. Попатенко, И.И. Красева, В.П. Герчик, Ю.М. Чичкова, А.Е. Крылатова, В.Я. Шаинского, А.Д. Филиппенко и многих других известных композиторов составляет неотъемлемую часть художественной культуры дошкольников и занимаетдостойное место в репертуаре детского сада.

Недопустимо использование классических произведений в электронной обработке. Это портит эстетический вкус детей и разрушает их представления о подлинном звучании.

Грамотное исполнение музыкального репертуара взрослыми и детьми – необходимое условие воспитательного воздействия праздника. Музыкальный руководитель обеспечивает полноценное звучание музыкальных произведений, их художественное исполнение. Он должен внимательно отнестись к вступлению к песне и танцу, чтобы настроить детей на выразительное исполнение. Нельзя искажать темп, нюансировку и т.д.

При проведении праздников в каждой группе важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Для детей раннего возраста нежелательно появление сказочных персонажей в масках, загримированных, с неестественными голосами – в этом возрасте дети могут сильно испугаться такого персонажа, что может привести к стойкой неприязни к праздникам и театру в дальнейшем.

Для детей младшего возраста нужно подбирать простую по содержанию сюжетную историю, не «перегруженную» эмоционально, без «страшных» персонажей (Бабы-Яги, Волка и т.д.).

Старшим детям появление «страшной» Бабы-Яги или Волка уже не страшно всерьез, скорее оттеняет общую атмосферу веселья. Тем не менее, для всех детей дошкольного возраста недопустимо использование в празднике пугающих или вызывающих отвращение масок, грима, инфернальной символики, неожиданных, слишком «сильных» спецэффектов (полное выключение света, неожиданные вспышки, взрывы и пр.). Также важно знать индивидуальные особенности и возможные страхи каждого ребенка в группе (например, боязнь громких звуков) и учитывать это, планируя праздник. Ведь праздник только тогда Праздник, когда он в радость всем маленьким участникам без исключения.

В начале учебного года для детей дошкольного возраста проводится «Праздник осени». Он может сопровождаться исполнением фольклорного материала, звучанием классических и народных произведений.

Особое место среди них занимает праздник Нового года, один из самых любимых детьми. Это сказочный, полный волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей.

В основу новогоднего сценария берется новогодний сюжет, в котором участвуют добрые (зайцы, белки, снеговик, и др.) и злые (лиса, волк, Баба-Яга) силы. Между ними постоянно возникает конфликт. Это придает остроту происходящему действию, вызывает у детей бурные эмоции. Желание помочь добрым героям.

Центр новогоднего празднества — сверкающая огоньками и игрушками елка. Красота ели обычно настолько захватывает детей, что праздник может начинаться только с нее. Под веселую музыку дошкольники вместе с воспитателем входят в зал и рассматривают елку, ее праздничный наряд. Обойдя ее несколько раз, они рассаживаются на свои места. Они поют веселые песни, водят хороводы вокруг елки.

Елку лучше поставить не в центре зала, а ближе к центральной стене, так как почти все игры и выступления детей проходят перед елкой.

Укрепление елки и развешивание электрических лампочекпоручаетсяспециалисту. Елка должна быть достаточно ярко освещена. Светящиеся огоньки, фонарики очень радуют детей, придают елке особую прелесть.

Для оформления зала к новогоднему празднику не требуется никаких специальных декораций. Елка должна оставаться в центре внимания детей. Но иногда, исходя из содержания сценария, приходится делать добавочное оформление, например домик Снегурочке, берлогу медведю и т. д.

Елочные украшения надо повесить так, чтобы дети могли лучше разглядеть: на более низких ветках - сюжетные игрушки, на более высоких - блестящие украшения, стеклянные шары, бусы и т. п.

Самое главное начинается с появления Деда Мороза и Снегурочки. Они приносят с собой шутки, забавы, игры, загадки, сказочные чудеса. Не нужно, чтобы Дед Мороз был в зале с самого начала праздника, так как это снижает у детей интерес к нему, утомляет их. Деду Морозу лучше появиться тогда, когда пройдет примерно третья часть утренника.

На празднике у ребят до 3-х лет, роль Деда Мороза желательно поручить воспитателю: воспитатель лучше сумеет найти подход к малышам. Иногда малыши пугаются Деда Мороза. Поэтому воспитатель может наряжаться в шубу Деда Мороза в группе, в присутствии детей. Так же можно не использовать бороду в костюме Деда Мороза.

Для детей младших групп хорошо сначала показать детям Деда Мороза издали. Например, музыкальный руководитель, который пришел в групповую комнату звать детей на праздник елки, «замечает» за окном во дворе Деда Мороза. Он говорит об этом детям и предлагает им подойти к окну, поздороваться с Дедом Морозом и пригласить его к себе на праздник. Дети издали без боязни рассматривают Деда Мороза и зовут его в гости. Затем они идут в зал, осматривают елку, поют песни, танцуют. В положенное по сценарию время Дед Мороз входит в зал, и праздник продолжается.

Взрослый в роли Деда Мороза должен руководствоваться сценарием, который ему предлагает музыкальный руководитель, а не «навязывать свои шаблоны и заготовки», потому что только педагог знает особенности, способности и возможности детей конкретной группы, в которой проводится праздник.

Рекомендуется не увлекаться большим количеством отрицательныхперсонажей на празднике. Желательно, чтобы их было не более двух. Даже одного отрицательного персонажа достаточно, чтобы придать сценарию динамизм, яркость и остроту. Драматургия праздника только выиграет, если в концедети растопят ледяное сердце Снежной королевы, научат Несмеяну улыбаться,перевоспитают Бабу Ягу и т.д.

При отборе персонажей и составлении сценария важно не забывать о нравственной составляющей, о том, что важно научить ребёнка радоваться со всеми,приобщить к красоте и доброте.

Раздачу подарков нужно провести занимательно, с элементом неожиданности, но не следует вносить излишней пышности, ненужных эффектов.

После проведения новогоднего утренника елка в зале стоит еще несколько дней, и дети всех групп приходят полюбоваться ею и повеселиться возле нее. Перед тем как разобрать елку, устраивают прощанье с елкой. Дети двух-трех групп собираются в зале, поют новогодние песни, водят хороводы, играют и пляшут, повторяют некоторые номера, которые исполнялись на утреннике; причем часто выступают те дети, которые не участвовали в этих номерах на празднике.

Праздник «День защитника Отечества» может быть проведен в форме комплексного занятия, утренника или концерта, участниками которого могут быть дети и взрослые: воспитатели, родители-военнослужащие.

Международный женский день 8 марта также является одним из самых любимых праздников. К нему дети для мам готовят подарки – праздничные открытки, открытки, аппликации и др. Праздник обычно проводят в форме концерта. Можно составить сценарий на основе веселых состязаний и конкурсов, в которых будут участвовать и дети, и их мамы и бабушки.

В подготовительной к школе группе в конце учебного года празднуется традиционный праздник проводов детей в школу – «До свидания, детский сад!» В сценарии широко представлена тема школы, предстоящего обучения. Дети показывают свою готовность к школьному обучению. Сотрудники детского сада и дети младших групп поздравляют выпускников.

Анализируя качество проведения праздника необходимо учитывать следующее:

  • деятельность детей во время праздника, их самочувствие, эмоциональное состояние, степень активности и заинтересованности, качество выступлений;
  • деятельность музыкального руководителя и воспитателей, их профессионализм в составлении сценария, умение распределять роли с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, степень и характер взаимодействия друг с другом и детьми; качество используемого музыкального репертуара, его доступность, художественность и соответствие тематике праздника; качество исполнения музыкального репертуара;
  • организационные моменты праздника, согласованность работы всего педагогического коллектива при подготовке и проведении праздника;
  • праздничное оформление зала.

Очень важно провести проводы праздника, когда в музыкальном зале оставляют оформление, костюмы и атрибуты для игр, инсценировок. Дети по желанию могут повторить песни, хороводы, аттракционы, которые им понравились.

Материал праздника можно использовать в развлечениях, в процессе самостоятельной музыкальной деятельности или в процессе проведения дети старшего дошкольного возраста концерта для малышей. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления.

Если ребенок ушел с праздника с сияющими глазами, торопится поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями, вы достигли цели. Праздник состоялся!

Список используемой литературы:

1. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». - Дубна:Феникс+, 2014

2. ПрасловаГ.А. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

3. ЗацепинаМ.Б., АнтоноваТ.В.«Праздники и развлечения в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, 2006

4. Зацепина М.Б. «Культурно-досуговая деятельность в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, 2005

5. Радынова О.П.,Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников», М.: Издательский центр «Академия», 2000

6. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. «Воспитание ребенка-дошкольника развитого, образованного, самостоятельного инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного», М.: «Гуманитарный издательский центр Владос», 2004

7. Мерзлякова. С. И.«Для кого в ДОУ праздник?», журнал «Обруч», 1999г., № 4

8. Материалы из сборника «Подарите детям праздник», М.: «Издательский дом Воспитание дошкольника», 2012