Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности 24.05.2017

Старший дошкольный возраст является благотворным для развития познавательной потребности детей, которая находит выражение в форме разнообразной деятельности, направленной на «открытие» нового.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск и приобретение новых знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляющего формирование детско – взрослой общности.

Большое значение имеет обогащение представлений об окружающем мире. Благодаря развитию познавательной деятельности в процессе экскурсий, бесед, рассматриванию иллюстраций, у ребёнка формируется образ мира: первоначальные ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления. Данные знания в дальнейшем реализуются в процессе конструктивной деятельности.

В системе познавательного развития большая роль принадлежит формированию сенсорных эталонов. В процессе конструирования у ребёнка формируется зрительное восприятие (цвет, форма, величина), а также развиваются практические действия. В процессе конструирования дети также учатся правильно обозначать пространственное положение предметов, используя понятия «вверху- внизу», «справа – слева» и т.д.

Важное значение в развитии ребёнка имеет моделирование. Благодаря моделированию ребёнок способен к опосредованному решению познавательных задач. В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. Особый интерес представляет создание творческих моделей, как объёмных, так и плоскостных, что особенно важно для развития пространственной ориентации ребёнка.

Одной из задач познавательного развития у детей является формирование мыслительных операций. В процессе конструирования ребёнок учится воспринимать предмет в целом, выделять части предмета, учитывая его характерные особенности и создавать образ предмета в целом. Так, например, в конструировании животных, дети выделяли их характерные особенности и реализовывали их в процессе конструктивной деятельности.

В процессе работы у детей

  • Формируются познавательные способности
  • Развивается творческая самостоятельность, инициатива.
  • Совершенствуются психические процессы (память, внимание, мышление).

Одним из направлений конструктивной деятельности является конструирование по схеме. В процессе конструирования по схеме дети:

  • Учатся работать по образцу;
  • Выделяют расположение деталей;
  • Определяют их количество.

В процессе работы по схеме у детей формируется также творческое воображение. На основании одного элемента, дети могут создать целый образ.

Конструирование способствует также речевому развитию детей. В процессе деятельности дети делятся своими замыслами, учатся их мотивировать в процессе общения друг с другом, реализуются функции речи:

  • Коммуникативная;
  • Связная речь;
  • Диалог.

Дети учатся чётко и грамотно выражать свои мысли, аргументированно отвечать на вопросы, совершенствуя навыки речевого взаимодействия.

Одной из интересных форм работы является работа с текстом. Рассмотрим на примере работы с произведением С.Я.Маршака «Где обедал воробей» После знакомства с произведением, детям можно предложить воспроизвести художественный текст в конструировании. Дети строят вольеры для животных, рассуждая, каким должен быть тот или иной вольер. В процессе конструирования дети проговаривают текст произведения. Подобная работа способствует развитию памяти, мышления, диалогической речи.

После постройки «Зоопарка» дети, переставляя фигурку из вольера в вольер, закрепляют текст произведения, проговаривая его наизусть.

Успех работы по развитию познавательных способностей в процессе конструирования во многом зависит от слаженности в работе педагогов и родителей.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщённые способы умственной работы, развивается креативность, нестандартное мышление, сенсомоторные координации. Важно, что это происходит в коллективе сверстников. Всё это – одна из важнейших основ компетентности ребёнка, его готовности к обучению в школе.