Методическая работа в школе

Управление методической работой школы

Направления работы методических объединений школы

Формирование обогащенной преемственной развивающей образовательной среды для дошкольников и учащихся школы

В конце 2016 года в ГБОУ Школа №218 был запущен внутренний проект «Преемственность», который стал результатом анализа текущего состояния школы во время Стратегической сессии педагогического коллектива. Это совместный проект педагогов дошкольного, начального и основного общего образования.

В рамках этого проекта планируется создание модели преемственности уровней образования для детей от 3 до 17 лет, позволяющей сформировать готовность выпускника детского сада к переходу в новую социальную среду – школу, выпускника начальной школы к активной учебно-познавательной деятельности, учащихся основной школы к самоопределению в системе индивидуальных учебных планов и выпускника старшей школы к дальнейшему успешному профессиональному образованию.

Подпрограммы проекта:

1. Создание единой системы психолого-педагогического сопровождения воспитанников и учащихся комплекса. Это, прежде всего, психолого-педагогических мониторинг достижений учащихся, их готовности к переходу на новую ступень социального развития, оценка трудностей и рисков развития, а также психологическая поддержка воспитанников и учащихся, консультирование, развитие навыков планирования, проектирования, готовности к выбору.

2. Преемственность образовательных программ детских садов и школы, согласование программы дошкольного, начального, основного и среднего образования.

3. Формирование механизма непрерывного обновления компетенций педагогов и воспитателей в рамках внедрения ФГОС, инновационных учебных материалов, коммуникативной среды непрерывного обучения «детский сад – школа», новых средств развития творчества детей.

4. Создание школьной системы проектно-исследовательской деятельности, где будут продуманы этапы формирования у детей навыков, необходимых для реализации проектов, в частности, постепенное формирование навыка самостоятельного выполнения проекта, единые требования к итоговому продукту проекта и его презентации и пр.

5. Формирование единого коммуникативного воспитательного пространства, позволяющее детям разных возрастных групп взаимодействовать друг с другом, участвовать в совместных мероприятиях, оказывать взаимопомощь. Это позволит реализовывать программы наставничества и шефской помощи и реализовывать совместные детско-взрослые проекты.

В рамках этого направления работы были проведены круглые столы по преемственности уровней образования 17 июня 2016 года и 1 ноября 2016 года с участием педагогов дошкольного, начального и среднего образования. В рамках круглых столов обсуждались все подпроекты данного направления методической работы.

В октябре 2016 года воспитатели и специалисты дошкольного образования посетили уроки первых классов, а учителя школы 31 октября и 1-2 ноября посетили занятия в подготовительных группах. Результатом этого взаимопосещения были намечены небольшие корректировки в основной образовательной программе дошкольного образования и намечены дальнейшие шаги в рамках данного направления.

Обновление содержания образования

Внедрение инновационных механизмов обновления содержания образования позволит повысить качество даваемых знаний, умений, навыков и компетентностей учащихся, обеспечивая при этом возможность построения индивидуальной образовательной траектории и ориентацию учащихся в современных проблемах.

Закладываемые проекты данного направления работы:

1. Обновление содержания образования в связи с внедрением и реализацией ФГОС дошкольного, основного и подготовке к переходу на стандарты среднего общего образования, модернизация педагогических технологий и программ путем внедрения стандартов нового поколения с целью повышения качества предоставления образовательных услуг.

2. Школьные концепции гуманитарного, математического и естественно-научного образования. Внутри данного проекта методические объединения учителей математики, филологии, общественных дисциплин, естественно-научных предметов, а также начального и дошкольного образования должны в сотрудничестве выработать единые для образовательного учреждения линии обучения и развития по трем направлениям. В результате данного проекта должны быть созданы школьные концепции, позволяющие повысить качество преподавания предметов и знаний обучающихся, разработаны как системы поддержки мотивированных детей; так и программы образовательного лифтинга для слабомотивированных учащихся. Особое внимание в этом проекте будет уделено системам внеурочной деятельности и дополнительного образования как средствам повышения интереса учащихся к данным областям знаний.

3. «Читаем правильно» - проект, который выкристаллизовался как отдельный из темы работы школы над развитием метапредметных компетенций учащихся и участия школы в региональной инновационной площадке города Москвы по развитию инновационной образовательной среды «Гуманитарный проект». В результате нескольких психологических исследований и анализа независимых метапредметных мониторингов выявились проблемы с развитием метапредметных компетенций, связанных с пониманием письменных и устных текстов. Это влияет на выполнение инструкций, смысловое понимание художественных, публицистических и научных текстов, что снижает интерес к чтению и, как следствие, обеднение устной и письменной речи. Для решения этого проблемы предполагается:

  • Разработка и апробация образовательной деятельности по приемам и способам работы с различными видами текстов;
  • Дальнейшее развитие модуля «Читаем вместе», реализация просветительских проектов, связанных с чтением;
  • Изучение новых форм текстов в современной информационной среде;
  • Организация взаимодействия разновозрастных групп детей в рамках проекта по созданию творческих работ, их издание в современной информационной среде;
  • Введение «аудирования» как отдельной технологии формирования навыка смыслового восприятия речевого сообщения не только на языковых предметах, но и на большинстве других предметов.

4. Внедрение современных образовательных технологий, обеспечивающих достижение высоких образовательных результатов. Должен быть осуществлен постепенный переход на использование планшетов в обучении, электронные учебники, элементы электронных и дистанционных форм обучения и воспитания, который предполагает не только новые организационные формы проведения уроков и подготовки к ним, но и обновление содержания образования.

5. Развитие деятельностных и творческих модулей, факультативов, проектной и исследовательской деятельности. Обучающемуся недостаточно просто накапливать знания или умения, с ними надо работать, то есть применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, дополнять и пр. Все это возможно преимущественно в форме деятельности. Данный проект подразумевает расширение различных форм деятельностного обучения как в процессе уроков, так и во время внеурочного образования, а также разработку системы оценки качества этих форм.

Развитие интеграции основного и дополнительного образования

В ГБОУ Школа №218 действует разветвленная система дополнительного образования, которая способствует как многогранному развитию личности учащихся, так и повышению учебной мотивации. В частности, много лет на базе школы действует система математических кружков (филиал малого мехмата МГУ), которая доступна как учащимся 218 школы, так и учащимся других школ. Дополнительное образование тесно слито с основным учебным процессом, внеурочная деятельность действительно дополняет и расширяет образовательный процесс, подкрепляет познавательную мотивацию учащихся и расширяет их общекультурный уровень.

Развитие интеграции основного и дополнительного образования остается приоритетным направлением развития школы. Так, будут предприняты следующие меры:

- расширение спектра услуг дополнительного образования для наиболее полного удовлетворения потребностей учащихся и их родителей, в том числе расширение сети кружков для воспитанников детских садов и взрослых;

- создание системы кружков гуманитарного направления, кружков по робототехнике и моделированию, расширение кружков по естественно-научному направлению; это позволит дополнить учебный процесс, повысить мотивацию обучающихся и создаст основу для образовательного лифтинга;

- развитие альтернативных форм предоставления услуг дополнительного образования.

Дополнительное образование, также как и основное, построено на принципах вариативности и индивидуальности, оно позволяет индивидуализировать образовательную траекторию развития детей различных возрастных групп, реализуя их творческий потенциал, социальные запросы и устремления.

Создание системы непрерывного сопровождения детей с ОВЗ как участников образовательного процесса школы, поддержка и укрепление здоровья детей, физическое воспитание

С 1 сентября 2016 года вступают в силу ФГОСы общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечение позитивной социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ может осуществляться разными способами. Это психолого-педагогическая и логопедическая коррекция, это могут быть специальные учебно-методические комплексы, сенсомоторная интеграция, включение детей в активную творческую среду и общение со сверстниками, педагогическая поддержка. В каждом конкретном случае на основе рекомендаций городской психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-социально-педагогического консилиума образовательного учреждения, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей составляется индивидуальная образовательная программа. ИОП определяет специфику освоения содержания образовательного стандарта с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания.

Соответственно, в этом направлении должно быть осуществлено:

- повышение квалификации и, при необходимости, профессиональная переподготовка специалистов и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;

- разработка комплексной диагностики особенностей личности ребенка, корректировка деятельности психолого-социально- педагогического консилиума в школе;

- создание команд сопровождения, состоящих из педагогов и различных специалистов (психологов, логопедов, дефектологов) для осуществления комплексной поддержки детей-инвалидов и детей с ОВЗ в каждом конкретном случае;

- формирование ИОП для детей с ОВЗ, включающих разработанную систему коррекции и внеурочной занятости;

- разработка комплексной системы поддержки, психологической и педагогической помощи и мотивирования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

В этом направлении также особое внимание должно быть уделено мониторингу состояния здоровья учащихся, физической подготовке, внедрению здоровьесберегающих технологий, учету медицинских показаний при формировании и коррекции учебной нагрузки каждого ученика.

Предстоит улучшение качества личностно-ориентированной образовательной среды, положительно влияющей на физическое, психическое и нравственное благополучие обучающихся, в частности, с целью предупреждения и профилактики вредных привычек.

Модернизация концепции воспитательной работы

В этом направлении планируется переосмысление системы воспитательной работы школы с учетом современных условий социализации, возможностей города и развития концепции школы, построение воспитательной среды школы на основе целостной, многоступенчатой модели индивидуализации образования.

Особое внимание будет уделено включению в воспитательное пространство школы социально-значимых форм деятельности, волонтерского движения, наставнических программ, социализации детей-инвалидов, детей с ОВЗ, детей различных групп риска, а также развитию системы профориентации учащихся.

Закладываемые проекты данного направления Программы:

1. «Воспитательное пространство» - проект, созревший во время проведения стратегической сессии педагогов. Его осуществляют совместно педагоги начальной и средней школы, педагоги-психологи. Реализация данного проекта предполагает:

  • анализ сложившегося воспитательного пространства школы, изучение запросов всех субъектов образовательного процесса с целью возможной коррекции воспитательной среды;
  • моделирование связей и отношений между субъектами образовательного процесса (создание кодекса работника образовательного учреждения, разработка личностных качеств ученика, которым уделяет особое внимание школа, и средств, с помощью которых планируется их формирование, единое для всех возрастов обращение школы к родителям обучающихся и пр.);
  • разработка целостной необходимой и достаточной системы воспитательных мероприятий внутри класса (группы), параллели (возраста), уровня образования и всей школы.

2. «Наставничество» – это тоже проект, сформировавшийся во время проведения стратегической сессии педагогов. Суть проекта – возрождение шефской помощи как сверстникам, так и младшим учащимся школы. Реализацией данного проекта занимаются педагоги среднего, начального и дошкольного образования. Предполагается описание уже существующих моделей наставничества в отдельных предметах, создание отчуждаемого продукта, который можно реализовывать как на других предметах, так и в младшем возрасте; реализация конкретных шефских проектов.

3. Развитие волонтерского движения в школе. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но и помогать другим и поддерживать их в сложных жизненных ситуациях. Развитие социальных навыков возможно через участие в социально-значимой деятельности. Мероприятия этого проекта:

- Формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров, имеющего лидера и распределенные функции.

- Проведение тренингов для волонтеров по умениям принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.

- Предоставление обучающимся информации по актуальным темам и создание условий, позволяющих ученикам вместе со взрослыми вести волонтерскую деятельность.

- Организация и проведение ряда волонтерских проектов.

4. «Калейдоскоп профессий» - элементы данного проекта были апробированы в 2015-16 учебном году, в течение которого были организованы более 10 встреч с профессионалами совершенно разных профессий (творчество, бизнес, наука, производство). Целью проекта является создание и развитие системы формирования профориентационной стратегии для всех обучающихся школы.

В реализацию данного проекта входит:

- активное деятельностное и личное знакомство с теми или иными профессиями и профессионалами (поездки на предприятия, в научно-исследовательские лаборатории, на конференции, салон образования и пр.; специально-организованные встречи с профессионалами разных областей в школе);

- встречи со студентами вузов (выпускниками школы), обучающихся по различным профессиям;

- информационный стенд в школе с постоянно меняющейся информацией о проектах «Профессиональная среда» и «Университетские субботы», организация посещений мероприятий этих проектов;

- дальнейшее развитие психологической профориентационной диагностики и консультирования обучающихся и их родителей;

- обучение педагогов школы и вовлечение их в проектирование индивидуальных образовательных и профессиональных маршрутов обучающихся.

Стимулирование высокого качества работы и профессионального развития педагогов. Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе

Для этого ГБОУ Школа №218 потребуется внедрение модели и инструментария оценки качества работы и аттестации педагогов на основе уровневых стандартов (рамок) профессиональных компетенций, индивидуальной динамики образовательных результатов обучающихся с участием профессионального сообщества, а также построение индивидуальных маршрутов развития профессионального мастерства педагогов. В этом направлении Программы предполагается:

1. Осуществление проекта «Наставничество» в педагогической среде необходимо для адаптации большого числа молодых специалистов среди педагогов, формирования у них практических навыков организации работы, обучения их рефлексии своего труда, понимания ими основных технологий работы в школе (страты, ИУП, модули, и пр.) и максимально быстрого и успешного включения в профессиональную деятельность.

2. Проект «Академия для учителей» - это организация корпоративного обучения как своими силами (например, владения определенными IT-компетенциями, инновационными образовательными технологиями и др.), так и силами сторонних организаций (например, обучение технологиям работы классного руководителя по новым стандартам). Кроме того, в рамках этого проекта планируется обмен опытом между педагогами внутри образовательного учреждения, проведение интересных мастер-классов по отдельным аспектам образования и воспитания и семинаров по современным вопросам науки.

3. Побуждение коллектива к публичному предъявлению результатов своей деятельности как в рамках школьных педагогических советов и круглых столов, так и на уровне города и страны.

4. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, их умения конструктивно взаимодействовать с совершенно разными детьми и родителям. Это повысит внимательность сотрудников школы к эмоциональным проблемам, срывам детей, проявлению агрессии, замкнутости, страхам, обучит их профилактике этих негативных проявлений, а также конструктивному разрешению и профилактике конфликтов.

5. Реализация проекта «Микроклимат» направлена на улучшение социально-психологического климата в коллективе, расширение внутренних контактов педагогов (большой коллектив), снятия психоэмоционального напряжения, профилактику профессиональных стрессов и др. Проект предполагает реализовываться силами команды учителей школы и включает в себя оценку запросов и интересов педагогов школы, периодический анализ эмоционального состояния педагогического коллектива, организацию совместного проведения досуга. Это могут быть тренинги, организационно-деятельностные или ролевые игры, корпоративные мероприятия, клубы по интересам и др.