ФГОС

ФГОС II поколения на уровне начального общего образования

С 2014-15 учебного года начальное общее образование полностью перешло на обучение по ФГОС второго поколения.

Это значит, что учащиеся начальной школы учатся не только читать, писать и считать, но и слушать, понимать, объяснять и сотрудничать. Учиться им стало интереснее. Все это стало возможным, благодаря современным образовательным целям, заявленным в стандарте, новым образовательным технологиям.

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html.

Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте: Всё о ФГОС. Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО? Стандарт выдвигает три группы требований: · Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; · Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования; · Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.

Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Образовательная программа начального общего образования ГБОУ Школа № 218 создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является: · создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; · достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе учебных программ по предметам на основе используемых УМК.

Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ Школа № 218 направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. Планируемые результаты: • обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки; • являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. При этом в соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

ФГОС II поколения на уровне основного общего образования

В 2019-20 учебном году все параллели основной школы (5-9-е классы) и обе параллели среднего общего образования (10-11 классы) осуществляют обучение по ФГОС второго поколения. Для этого были обучены учителя работе по новым стандартам, а также разработаны:

‑ по всем предметам рабочие программы, соответствующие ФГОС,

‑ метапредметные диагностики и специальные метапредметные задания для текущей работы с детьми,

‑ система внеурочной деятельности для обучающихся всех уровней образования.

Анализ результатов работы по ФГОС второго поколения был проведен в течение нескольких педагогических советов, кроме того отдельно был реализован обмен опытом по обучению в системе ФГОС между учителями начальной школы и средней школы.

В результате проведенной работы были откорректированы рабочие программы ФГОС для обучения 5-9-ых классов и 10-11-ых классов.

В рамках перехода средней школы на ФГОС в 2018-19 учебном году методические объединения учителей-предметников провели необходимую работу для реализации стандарта второго поколения. Часть учителей в течение года прошла дополнительное предметное обучение по работе в рамках новых стандартов образования. Методическими объединениями была осуществлена аналитическая работа по результатам введения ФГОС, обмен опытом по следующим темам: особенности уроков по ФГОС, формирование ключевых компетенций учащихся в урочной и внеурочной деятельности, систематизация и обобщение накопленного дидактического материала, соответствующего ФГОС.

Подготовка специалистов для работы по ФГОС, постепенное расширение, за счет включения новых параллелей, и обновление содержания образования, создание единых внутри методических объединений рабочих программ ФГОС по различным предметам, использование современных информационных технологий и электронных учебников в образовательном процессе – это основные и ближайшие задачи постепенного перехода на ФГОС второго поколения основного общего образования.

Отдельное внимание в течение учебного года уделено введению в учебный план среднего общего образования курса «Индивидуальный проект». Для этого в августе 2018 года был проведен семинар для учителей школы о ведении индивидуальных проектов обучающихся, периодически в течение всего года проводятся дополнительные семинары по отдельным вопросам ведения проектов, проведения практической части, подготовки литературной части проекта, оформления итогов работы, защиты проектов. Аналогичные семинары трижды в течение года проводятся для учащихся 10-ой параллели.

Кроме того, были внесены изменения в локальные акты школы, составлен график ведения и защиты индивидуальных проектов, разработаны формы представления результатов проектов. Часть учащихся защитили свои проекты на городских, общероссийских и вузовских конференциях, заняв там призовые места. Остальные десятиклассники 2018-2019 учебного года прошли защиту на внутришкольной конференции.

По результатам 2018-2019 учебного года, первого года работы над индивидуальными проектами обучающихся 10-ых классов, были сформулированы следующие коррективы в работе:

1. Снизить нагрузку руководителей проектов (максимум 3 проекта на одного руководителя);

2. Методическим объединениям заранее разрабатывать список возможных тем;

3. Подготовить учащихся 9 класса к выбору темы и руководителя в течение четвертой четверти;

4. Заранее информировать обучающихся и родителей на собрании о необходимости выполнения и защиты индивидуальных проектов;

5. Изменить временные рамки ведения индивидуальных проектов.

ФГОС II поколения на уровне дошкольного образования

28 декабря 2015 года на педагогическом совете была представлена и принята Основная образовательная программа дошкольного образования, полностью соответствующая новым образовательным стандартам.

Основная образовательная программа дошкольного образования ГБОУ Школа №218 отражает специфику организации воспитательно-образовательного процесса, с учетом федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию. Разработана на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2014), образовательной программы дошкольного образования «Истоки» / Под редакцией Л.А. Парамоновой (2014).

Программа учитывает потребности воспитанников, их родителей, общественности и социума.

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, это необходимо для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ведущие цели основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО):

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
  • формирование основ базовой культуры личности, всесторонне развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
  • подготовка к жизни в современном обществе; обучению в школе;
  • обеспечение безопасности жизнедеятельности

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, уважение к традиционным ценностям, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций и др.

Эти цели реализуются в различных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования:

  • Целевые ориентиры образования в раннем детстве
  • Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

Условия реализации Программы в ГБОУ Школа №218:

  • Групповые помещения - реализация основных видов образовательной деятельности
  • Спальное помещение – выполнение требований СанПин по организации отдыха детей в дневное время
  • Раздевальная комната – просветительская работа с родителями и организация творческих выставок детей
  • Музыкальный зал – музыкальное развитие детей, проведение праздников, досугов
  • Физкультурный зал – физическое развитие детей, проведение соревнований, спортивных игр, динамических пауз
  • Кабинет психолога – психологическое сопровождение детей, консультативная помощь родителям и педагогам
  • Кабинет логопеда – коррекция речевых нарушений
  • Плавательный бассейн – обучение плаванию, оздоровление и закаливание детей
  • Сенсорная комната –коррекционная и общеразвивающая работа с воспитанниками
  • Изостудия – реализация художественно эстетического развития детей
  • Мини-музей «Русская изба» - решение задач по патриотическому воспитанию детей, приобщение к ценностям народной культуры.

В 2014-15 учебном году в дошкольном отделении началась апробация нового программного продукта фирмы «1С» «Дошкольное образование, 6-7 лет». На базе дошкольного отделения прошло обучение педагогов «Основы применения электронных образовательных ресурсов как одного из средств организации педагогического процесса с детьми дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС». Зимой 2016 года сотрудники одного из зданий детских садов провели обучающий семинар для воспитателей и специалистов других зданий детских садов по использованию программного продукта фирмы «1С» «Дошкольное образование, 6-7 лет» в рамках занятий с детьми как в группе, так и в индивидуальных занятиях психологов и логопедов. Обновление содержания образования в связи с внедрением и реализацией ФГОС дошкольного и общего образования, модернизация педагогических технологий и программ путем внедрения ФГОС нового поколения необходимо с целью повышения качества предоставления образовательных услуг.

ФГОС для детей с ОВЗ на уровне начального общего образования

В 2018-19 учебном году проводилась также работа по введению ФГОС начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Разработан План-график мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В течение трех лет была выполнена следующая работа:

1. Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального уровней, регламентирующих введение и реализацию ФГОС НОО ОВЗ.

2. Ознакомление учителей и администрации школы с методическими рекомендациями по разработке на основе ФГОС НОО ОВЗ адаптированной основной образовательной программы общего образования.

3. Создание рабочей группы, обеспечивающей координацию действий коллектива начальной школы и отвечающей за информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение процесса.

4. Анализ результатов самообследования по готовности ОО к введению ФГОС для детей с ОВЗ.

5. Осуществлен ряд шагов по обеспечению создания условий для реализации ФГОС ОВЗ в школе.

6. Разработка адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования для детей с ТНР, ОДА и ЗПР, начата работа по разработке адаптированных основных общеобразовательных программ основного общего образования. Заканчивается также работа по разработке адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей с ОДА, ТНР, ЗПР.

7. Реализация мероприятий по разъяснению особенностей введения ФГОС НОО ОВЗ с педагогическими работниками школы.

8. Обеспечение повышения квалификации руководящих и педагогических работников школы по вопросам реализации ФГОС ОВЗ – более 30 педагогов начального общего образования и 5-7-ых классов прошли обучение по теме «Технологии инклюзивного образования в условиях введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ» 72 ч.

9. Корректировка и выполнение государственных заданий в соответствии с ФГОС ОВЗ.

10. В 2018-19 учебном году проведено 10 заседаний школьной психолого-социально-педагогической комиссии, на которых именно вопрос обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ на любом уровне образования являлся основным. На заседаниях обсуждались следующие вопросы:

- определение детей для направления на комиссию ЦПМПК;

- утверждение индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) по полученным заключениям от ЦПМПК;

- формирование списка детей для коррекционных занятий с учителями-логопедами;

- обсуждение результатов обучения, обследований и наблюдений за обучающимися с ОВЗ;

- статистический учет движения детей с ОВЗ.

11. Информационные сообщения на заседаниях Управляющего совета.